В известном интервью академика В.Л. Янина журналу «Итоги» мое внимание особо привлекло следующее высказывание знаменитого ученого:
«На мой взгляд, за то, что мы неэффективны, нам надо в том числе благодарить Ермака Тимофеевича, завоевателя Сибири. Тогда, видимо, властям стало очевидно, что по примеру золотоордынцев выгоднее эксплуатировать завоеванные территории и их население, чем возделывать собственную землю. Мы все пожинаем плоды этой экспансии. России, похоже, просто не хватает сил для освоения огромной территории, и мы веками ценой больших жертв все время кого-то догоняем большими и малыми скачками. Земля сегодня стоит загаженная, дорог нет, а усилия направлены на создание сырьевой державы…».
Лет десять назад мне в руки попался третий выпуск журнала Дмитрия Галковского «Разбитый компас» с довольно странной, на первый взгляд, обложкой. На ней был изображен силуэт Франции, наложенный на карту европейской части России. Вся Франция уместилась на пространстве от Твери до земель немного южнее Курска. Подпись под картинкой гласила: «Много ли человеку земли нужно?».
Этот же вопрос, естественно, возникает и при взгляде на карту Большого Залесья, тем более, что БЗ значительно превосходит формат, предложенный Д. Галковским.
Имперская территориальная экспансия, по мнению Янина, продолжавшая аналогичную политику Орды, размазала русский народ, русские силы, русскую энергию тонким слоем по необъятным диким пространствам на востоке, которые, так и остались, по существу, неосвоенными. Более-менее обжитая Сибирь – это узкая кромка земель по линии Транссиба, а на север, вплоть до Ледовитого океана – по сей день практически безлюдная пустыня. В то же время наша коренная русская земля – Центральная Россия, Большое Залесье – по сей день «стоит загаженная, дорог нет…».
Понятно, что кремлевскую власть, продолжающую вековую политику централизма и экстенсивного развития, это не волнует. Нам, народу Большого Залесья, надо самим озаботиться своим будущим и новой историей своего края – историей Республики Залесская Русь (РЗР).
Для успешной реализации этого будущего у нас, залессцев, есть ВСЕ возможности.
Население Большого Залесья (ЦФО плюс Нижегородская область, почему-то отнесенная кремлем к Поволжью) составляет порядка сорока миллионов человек. Для сравнения: население Франции – 64,5 млн человек, Германии – 82,6 млн, Польши – 38,3 млн, Украины – 46 179 226 человек. То есть мы имеем нормальный европейский показатель.
По площади будущая Республика Залесская Русь – самая обширная страна Европы, даже если брать лишь формат ЦФО, без Нижегородской области – 650,7 тыс. кв. км. Для сравнения: Франция – 547 тыс. кв. км, Германия – 357 тыс. кв км, Польша – 312,7 тыс. кв.км, Украина – 603,7 тыс. кв.км.
На территории Большого Залесья расположены несколько крупных промышленных центров. Первый из них, конечно, Москва. Здесь находится порядка 13-и огромных передовых предприятий как гражданского, так и оборонного профиля. Основные специализации Москвы – машиностроение, а также легкая, химическая и полиграфическая промышленность. По объему промышленной товарной продукции Москва лидировала в РФ вплоть до 1994 года, когда уступила первенство Свердловской области. Кроме того, Москва – крупнейший инженерный центр, располагающий целым рядом (около восьми) наиболее известных проектных организаций.
Мощным промышленным центром Большого Залесья является Нижний Новгород (автомобилестроение, судостроение, производство вооружений). Город располагает примерно13-ю крупными предприятиями, среди которых такие как ГАЗ, «Красное Сормово», авиастроительный завод «Сокол», Нижегородский машиностроительный завод.
Далее – Воронеж. Здесь находится около двух десятков крупных предприятий, среди которых, например, Воронежский механический завод (ракетные и авиационные двигатели, нефтегазовое оборудование), Воронежское акционерное самолетостроительное общество и др. Развита пищевая промышленность (сахар, мясные консервы, растительное масло).
Кроме того, большим промышленным потенциалом обладают Калуга (Калужский завод транспортного машиностроения, автопром), Ярославль (шинный, моторный, судостроительный и др. заводы, нефтепереработка, легкая промышленность), Рязань (машиностроение), Иваново (текстиль), Смоленск (Смоленский авиационный завод), Тверь (машиностроение и металлообработка), Брянск (то же самое), Тула (оружие), Липецк (Новолипецкий комбинат). Я уж не говорю о таких маленьких, да удаленьких городах Московской области как Подольск, Люберцы, Щелково, Красногорск, Серпухов, Ногинск, Электросталь, Жуковский…
Большое Залесье располагает мощными и всемирно признанными научными центрами: Москва, Дубна, Пущино-на-Оке, Протвино, Троицк, Черноголовка, «ядерная кузня» Арзамас-16. Возможности БЗ по части инновационных технологий и проектов, в том числе в области альтернативной энергетики, колоссальны.
«В Центральном федеральном округе недра играют наименьшую роль в экономике. Хотя по некоторым полезным ископаемым этот округ занимает лидирующее положение в России. Здесь сосредоточено 66% всех промышленных запасов железных руд (добыча составляет более половины от общероссийской), 25% запасов фосфоритов, 25% цементного сырья (добыча - более 40%) и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми из всех природных ресурсов являются стройматериалы (глина, песок, гравий, щебень) и подземные воды. Добывали в этом округе и уголь (Подмосковный бассейн). Однако сейчас развитие этого производства нерентабельно, оно составляет всего 1% от общероссийского» (В.В. Мищенко, «Экономика регионов»).
Стоит особо отметить Белгородскую область, в которой «находится основная часть Курской магнитной аномалии (КМА), крупнейшего железорудного бассейна России, с месторождениями Яковлевское, Гостищевское, Коробковское, Салтыковское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское и - наиболее перспективным - Лебединским месторождением. Обнаружены запасы бокситов (Висловское месторождение), в изобилии различные стройматериалы, а залежам мела областной центр обязан своим именем» (там же).
Курская область также располагает месторождениями железной руды; из их наиболее крупное – Михайловское. Кроме того, разрабатываются Курбакинское и Дичнянское-Реутецкое месторождения.
В Тамбовской области недавно обнаружено мощное месторождение рудных песков, содержащих цирконий и титан. Многие эксперты связывают будущее области именно с ним.
Велико культурное достояние Большого Залесья. Прежде всего, назовем Золотое Кольцо – система туристических маршрутов по русским городам, сохранившим уникальные памятники залесской древности, в том числе домонгольского периода (Владимир, Юрьев-Польской, Суздаль).
Москва располагает музеями мирового значения – Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковская галерея, Музей древнерусской живописи им. Андрея Рублева, а также Российской Государственной библиотекой, всемирно знаменитыми театрами и первоклассными творческими ВУЗами. Стоит напомнить, что, пожалуй, большинство классиков русской литературы, от Пушкина до Высоцкого – залесского происхождения. Не будет преувеличением сказать, что великая русская культура (вплоть до авангарда) и Большое Залесье – это процентов на 90 синонимы.
Большое Залесье имеет все возможности для ведения эффективного сельского хозяйства, прежде всего в области мясо-молочного животноводства, а также выращивания картофеля, овощей, ржи, пшеницы, овса, ячменя, сахарной свеклы, льна, развития садоводства и пчеловодства.
В качестве иллюстрации своих соображений напомню страницы сравнительно недавней истории нашего региона. В 1941-43 гг. в Брянской области, на территории, освобожденной от советчины, возникло практически независимое русское государственное образование – Локотский автономный район, больше известный как Локотская республика. Как только немецкое наступление смело советскую бюрократию, тамошний народ создал органы самоуправления, поделил колхозную землю, наладил жизнь на началах частого предпринимательства и свободы торговли – и в кратчайший срок нечерноземная Брянщина превратилась в процветающий европейский край. Заработали промышленные предприятия, взорванные коммунистами при отступлении, а главное, впервые в истории центральной России был решен проклятый аграрный вопрос: размер подушного земельного участка в Локотской республике составлял 10 гектаров, у КАЖДОЙ семьи была корова, не говоря уже о козах, свиньях и птице. И это в условиях военного времени и всего лишь на части территории нашего края! Что же говорить о возможностях всего Большого Залесья с его поистине колоссальным промышленным, научным и культурным потенциалом! Требуются для начала: 1) суверенитет; 2) подлинная демократия и гражданское самоуправление, восстановление выборности глав субъектов Федерации; 3) прекращение налогового грабежа нашего края; 4) искоренение коррупции, прежде всего в чиновничестве и милиции; 5) поддержка малого и среднего бизнеса, а на селе - «кулаков», т.е. хозяев; 6) пересмотр миграционной политики и подавление этнических мафий.
Короче, нужно лишь, чтобы народ Большого Залесья мог сам распоряжаться своей судьбой и судьбой своего края. Нужно, чтобы в составе обновленной Федерации появилась национально-демократическая Республика Залесская Русь со столицей в одном из древних русских городов центральной России (но только не в Москве, у которой будет особый статус технополиса, о чем я уже писал).
О создании РЗР вопиет сама жизнь: «В ЦФО самая высокая в России плотность населения (57,09 чел/км² на конец 2007 года). Также в ЦФО наибольшая доля русского населения (91,32 % на 2002 год). Это единственный федеральный округ, где нет ни одного национального субъекта федерации» (Википедия).
Проще говоря, Большое Залесье - это классическая СТРАНА РУССКИХ. Как говорится, химически чистый случай (что, разумеется, не предполагает ущемления прав этнических меньшинств, исторически связанных с БЗ). Страна во всех отношениях полноценная – органически целостная, с древней историей, с развитой промышленностью и щедрой землей, наконец, с высокой степенью культурной и этнической однородности: она намного выше, чем, у наших ближайших независимых соседей. В Украине украинцы составляют 77,8 %, латыши в Латвии - 59,1 %, литовцы в Литве – 83,45 %, эстонцы в Эстонии – 68,6 %. Да что далеко ходить: татары в Татарстане составляют всего лишь 52,9 %. А вот Большое Залесье, где свыше ДЕВЯНОСТА процентов русских, не имеет статуса национальной республики. С точки зрения нынешней псевдо-Федерации, это всего лишь конгломерат безликих и безнациональных областей под кличкой «центральная Россия». Безропотный донор для Чечни и всего Северного Кавказа.
Конечно, ситуация с Большим Залесьем вопиющая, прежде всего даже с точки зрения Конституции РФ. Если Россия – это «многонациональная страна», то почему же русские не представлены в ней хотя бы одной национальной республикой? Это ли не откровенная дискриминация? Это ли не Империя под маской Федерации? С какой стати Большое Залесье – коренные русские земли - находится, по сути, под прямым управлением «федерального центра»? Причем, как видим, управлением неэффективным, что особенно недопустимо в условиях мирового экономического кризиса.
ЦФО производит самый высокий валовой региональный продукт в РФ (35 % ВРП при 26,16 % населения РФ и при 3,82 % ее территории). Однако распоряжается им не народ Большого Залесья, а пресловутый «федеральный центр», т.е. кремль. Кремль в его нынешнем паразитарно-имперском качестве никак не может обойтись без Большого Залесья, зато оно вполне может прожить без кремлевской «вертикали», наладив прямые горизонтальные связи с другими регионами страны.
«Пора вернуть эту землю себе» - эта старая песня Гребенщикова вполне может стать гимном народного движения за создание Республики Залесская Русь.
Пора вызволить наше Залесье, скажем прямо, из колониального имперского рабства. Настало время вернуть нашему региону русское лицо, русское достоинство, русскую волю, русские богатства. Надо прислушаться к академику Янину и обустроить наш край, научившись думать о своей действительной родине, а не о бескрайних евразийских пространствах – тем более что Большое Залесье располагает всеми предпосылками для достойной европейской жизни. Даже в режиме «автономного плавания».
Напомню, в аналитической записке «Альтернативы политического развития Российской Федерации» (МГУ, ф-т психологии, кафедра социальной психологии) определенно сказано: «…вероятен распад Российской Федерации как государственного образования. НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО образование нескольких государств по ЭТНИЧЕСКОМУ И СУБЪЭТНИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ. Некоторые их этих новых государств (Ингерманландия – Северо-Западный ФО, Московия – Центральный ФО) имеют ВСЕ ПЕРСПЕКТИВЫ вписаться в ядро постиндустриальной цивилизации, другие – стать индустриальным или сырьевым придатком этого ядра (выделено мной – А. Ш.)».
Повторю сказанное многими и уже не раз: мы не стремимся к распаду РФ, но и не боимся его. У Большого Залесья есть все основания уверенно смотреть в будущее. Если, допустим, скромная Ирландия стала в 90-е годы «кельтским тигром», то почему наш край не может стать «русским тигром»? Разумеется, мы не прочь видеть Республику Залесская Русь в составе Федерации – но именно Федерации, а не крипто-империи, каковой является РФ. Тут речь заходит, в принципе, о новой стране, где определяющими станут прямые горизонтальные связи между регионами, а не проржавевшая царистская «вертикаль». Конечно, и сама РЗР будет не унитарным государством, а союзом земель, типа ФРГ или Швейцарии. Но это отдельная тема, к которой мы еще вернемся.
Пока же я хотел всего лишь ответить на еретический вопрос, вынесенный в заголовок, и предложить нам, русским Центральной России, контуры нового, неимперского «чувства родины» как основы нашего нового самосознания. Нам пора переформатировать свой патриотизм, сделать его живым и конкретным, отрешившись от холодных имперских абстракций. Залесский патриотизм – это, если угодно, патриотизм с человеческим лицом, в отличие от великодержавного патриотизма-голема. Именно зарождение залесского патриотизма может стать залогом того, что когда-нибудь русские Центральной России превратятся из «населения» в европейскую нацию.